СПбГУ15 February 2021 - 31 December 2024 г.Course started

Стилистика русского языка

Прохорова Дарья Радиковнаopenedu

Записаться на курс
Изучение образных средств языка повышает культуру речи человека, обогащает ее, позволяет пользоваться более широким инструментарием в процессе общения, как письменного, так и устного, тонко понимать художественную литературу. Знание стилистических приемов расширяет также возможности переводчика, позволяя сделать более точный, а иногда и единственно правильный выбор при переводе. Поскольку стилистика «занимает промежуточное положение между науками лингвистическими и литературоведческими» (Б.В. Томашевский), данный курс может быть интересен как любителям языка, так и любителям литературы. Описание системы образных средств языка строится на базе трех основополагающих лингвистических теорий – теории языкового знака, теории речевого акта  и теории уровней языковой структуры.  Представленная система иллюстрируется на материале русского языка, однако имеет общий характер и применима к любому языку (английскому, французскому, китайскому и т. д.) Знание системы выразительных средств позволяет переводчикам лучше ориентироваться в этой области языковой компетенции, дает возможность более правильной и точной интерпретации текста при переводе.
Курс состоит из 6 тем. Первая тема посвящена вопросам терминологии и базовым лингвистическим теориям, на основе которых строится дальнейшее описание образных средств языка. Во второй теме даются сведения об основном законе создания образа, о связи языка и мышления, а также о стилистических фигурах, образованных на основе подобия знаков (сравнение, метафора, олицетворение, прономинация, антономазия и т.д.) В третьей теме обучающийся продолжит изучение фигур подобия, получит представление о фигурах, образованных на основе контраста (антитеза, амфитеза, оксюморон, ирония, сарказм, астеизм и т. д.), изучит фигуры смежности (метонимия, синекдоха, металепсис и др.) В четвертой теме описаны особенности различных стилей общенародного языка (научного, официально-делового, газетно-публицистического, сленга, арго, жаргона и т.д.) Слушатели изучат основные фигуры фонологического уровня языковой структуры (аллитерация, ассонанс, палиндром и т.д.) В пятой теме представлены фигуры морфологического уровня (различные виды повтора морфем, преобразование грамматических категорий, образование неологизмов особого типа и др.)  и лексического уровня (анафора, эпифора, симплока, рефрен и т. д.) В шестой теме продолжается изучение фигур лексического уровня (заимствования, синонимия, жаргонизмы, диалектизмы и др.) и дается описание фигур синтаксического уровня (градация, парцелляция, зевгма, фразы-перевертыши и т.д.)