Цель курса «Анализ рынков и конкурентоспособности» — познакомить слушателей с основами построения бизнеса в условиях свободной экономики при некотором государственном регулировании. Онлайн-курс содержит специальный анализ конкурентоспособности, комплексный и по принципу «Benchmarking». Сами конкуренция и конкурентоспособность рассмотрены с точки зрения как внутренних, так и внешних факторов. В лекциях даны различные виды конкуренции: ценовая, неценовая, их сочетание для разных рынков и рыночных стратегий.
Кроме того, в онлайн-курсе анализируется проблема влияния налоговой политики государства на конкурентоспособность фирм, территориальный аспект конкурентоспособности фирм в составе территориально-производственных комплексов, а также формы внешнеторгового регулирования. Отдельные темы курса посвящены институциональным аспектам деятельности фирм: формы организации фирм, структура, изменение структуры в связи с изменением характера рынков и рыночных стратегий. Наконец в завершении курса предлагается рассмотреть проблемы влияния институтов, институциональной среды на деятельность фирм: проблемы заключения договоров, транзакционные издержки, оппортунизм, права собственности. Все эти проблемы связываются с характером общественного договора, способом поддержания и стимулирования экономического роста. В самом конце в курсе рассказывается о составлении и анализе Индекса Глобальной конкурентоспособности стран.
Для лучшего понимания лекций данного онлайн-курса можно удаленно изучить дополнительные материалы на платформе, подготовленных НИУ ВШЭ. Например, для получения базовых знаний подойдет курс «Экономика (Ким Игорь Александрович). В курсе «Макроэкономика» (Матвеева Татьяна Юрьевна) дана структурированная теоретическая база по игрокам, моделям и статистическим показателям мировой экономики. Практический блок представлен онлайн-курсом «Количественные методы в экономике» (Вакуленко Елена Сергеевна). В онлайн-версии курса «Микроэкономика» (авторы Покатович Елена Викторовна, Левина Евгения Александровна) вы сможете глубже погрузиться в теорию для «Анализа рынком и конкурентоспособности».