Предмет курса — визуальная культура XVII –XX в. с особым акцентом на XIX в. как важнейшего периода подготовки так наз. «визуального поворота». XIX век — время революционной смены оптики в прямом и переносном смысле, а также появления новых практик индустриального искусства. Курс прослеживает визуальные опыты, начавшиеся на волне технического прогресса и обусловившие переход от статических форм зрелища к динамическим. Фотография приучила зрителя к удвоению реальности и нарушила единство субъекта и наблюдаемого мира, тогда как движущаяся фотография отождествила предмет и его образ, отменив большинство представлений о природе вещей. Об этих сдвигах, увиденных из цифровой современности, и пойдет в основном речь.
Цель курса – продемонстрировать слушателям процесс расширения способов видения – от камеры-обскуры до фотографии, от ярмарочного рисунка до кинематографа.
Задача курса – разъяснить систему понятий визуальных исследований и помочь разобраться в истории европейской визуальной культуры от камеры-обскуры до визуальных приложений современных гаджетов.
Место курса в системе подготовки студентов определяется положением визуальных исследований в науке о культуре, их установкой на междисциплинарный диалог искусствознания, культурной антропологии, эстетики, истории техники.
Материальная база. Курс не требует особого программного или материального обеспечения. Цифровые технологии обеспечивают свободный доступ к текстам и иллюстративным материалам курса. Материалы с ограниченным доступом — это нарушение правил цифрового просвещения. В качестве обратной связи по курсу слушатели пишут эссе о работе визуальных продуктов в городской среде.