НИУ ВШЭ1 November 2022 - 1 November 2030 г.Course started

Возрастная психология образования

Обухов Алексей Сергеевичopenedu

Записаться на курс
Цели освоения онлайн-курса: - освоение основных теоретических позиций о закономерностях развития в онтогенезе и возрастной нормы развития; - возможность применения знаний о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; - создание целостного видения развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях. Специфика познания у детей разных возрастов и взрослых отличается: свои закономерности развития, психологические особенности, формы деятельности. Курс разработан с опорой как на достижения возрастной психологии, так и на запросы учителей-практиков – какие акценты в содержании уроков лучше сделать, какие подходы созвучны конкретному возрасту. Полный спектр – как учить от пеленок до пожилого возраста – нужен не всем, но формат онлайн-курсов позволяет каждому собрать нужные лекции, как пазл. Впрочем, педагогу, даже если он ведет занятия у одной возрастной группы, неплохо было бы знать про своих учеников, что было до и что будет после. Курс будет полезен даже не профессионалам – например, родителям, которые хотят активно развивать своих детей еще до школы. Учителю курс поможет проанализировать свой опыт. Практические задания строятся и на рефлексии, когда педагог анализирует, какие приемы работали, а какие нет в его классе, и на исследовании: наблюдает за детьми, изучает то, как они воспринимают его уроки. Практика построена на взаимной проверке: слушатели разбирают работы друг друга, получив для этого подробные инструкции и критерии. К каждому фрагменту лекции даны практические задачи, которые слушатели могут выполнять по своему интересу.    Основные навыки будут связаны с присвоением алгоритма построения образовательных программ и педагогических действий с учетом психологических особенностей возраста в зоне ближайшего развития обучающихся. Курс в дистанционном формате адресован студентам бакалавриата или магистратуры, которые получая профессиональное образование в различных предметных областях и направлениях подготовки, нацелены реализовать себя в педагогической деятельности с различными возрастными группами учащихся. Даже если студент предполагает работать с конкретной возрастной группой, курс будет ему полезен для понимания общих закономерностей развития обучающихся, что происходило в развитии до того возраста, с которым нацелен работать студент, и что будет происходить после. Курс предполагает общие теоретические вопросы разбирать на конкретных кейсах; включает исследовательские и практические задания, которые позволят слушателям реально присвоить предлагаемый психологический инструментарий в своей педагогической практике.
Для усвоения курса важны общие способности: - способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения; - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; - способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; - способность к самоорганизации и самообразованию. Специальные психолого-педагогические знания для освоения курса не требуются. Курс является пропедевтическим для неспециалистов в области психологии и педагогики для вхождения в профессиональное поле педагогической деятельности. Для выполнения курса предполагается наличие простейшего доступного оборудования для видеосъемки. Полная реализация курса предполагает модель реализации смешанного обучения с сопровождением на цифровой платформе по примеру https://online.hse.ru/ Где лекционная часть курса и задания представлены в данном курсе. А разбор заданий, проработка конкретных кейсов может быть реализована в групповых формах работы в очном формате.