Курс «Философия и история науки и техники» посвящен основным этапам развития науки и техники в их связи с философскими (мировоззренческими) аспектами познания окружающего мира. Основным мотивирующим элементом курса является его практическая направленность, а именно, освоение навыка выявления философской и социально-исторической значимости научных теорий и технических изобретений. Каждая научная теория, равно как и техническое изобретение имеет философский (ценностный, этический, социальный, мировоззренческий аспект). Для создания и использования современных знаний, а также технических устройств необходимо понимать их мировоззренческое значение. Интернет, компьютер, виртуальная реальность, бытовая техника, атомная энергетика и металлургическая промышленность будут рассмотрены в контексте современного мировоззрения, основных аспектов современного культурного развития.
Курс нацелен не только на рассмотрение философских аспектов науки и техники, но и способствует развитию креативности на основе философского и историко-культурного подходов. Инженер - это философ техники. Для развития собственной креативности ему требуется философское осмысление и знание социально-культурных предпосылок становления науки и техники. Производство новых идей непосредственно зависит от широты видения технической реальности под углом зрения общественного развития, проблем универсальной связности, всеобщности, взаимозависимости мышления и бытия. Курс позволяет в концентрированной форме увидеть взаимосвязь создания научных идей и технических изобретений с моделями мышления, принятыми в обществе в той или иной историко-культурный период.
Такой подход позволит будущим инженерам соотносить свою деятельность с мировоззренческим и социальным контекстом развития техники, применять философские и исторические знания в профессиональной деятельности.