МГУ имени М.В.Ломоносова4 September - 30 November 2024 г.Course started

Семиотика танца

Решетников Валентин Дмитриевичopenedu

Записаться на курс
Целью изучения дисциплины “Семиотика танца” является знакомство с основами семиотики  и применением метода семиотики для исследования танцевальных жанров.  Исследовать танец как  знаковую систему, образующую знаковые ансамбли с другими системами знаков.  Изучить термины, понятия и категории семиотики, сформировать навыки применения полученных знаний в танцевальной практике, исследовательской и преподавательской деятельности.  Развитие и совершенствование способностей обучающихся к анализу знаковых систем и их комбинаций, а также освоение универсальных приемов для творчества в области хореографии.  Систематизация имеющихся у слушателей общих и профессиональных знаний в различных жанрах танцевального искусства, через объяснение их в терминах, понятиях и категориях семиотики.
1. Основные термины, понятия и категории семиотики - Введение - История термина “семиотика” - Слово “знак” и термин “знак” в семиотике - Понятие знака в семиотике - Понятие и основные виды “социальной семантической информации” - Основные группы знаков представленных в обществе - Назначение знаков: роль языка - Разряды знаковых образований - Классы семиотических систем; организация социальной деятельности и определение семиотики 2. Знак: свойства структура, типы - Понятие условности знака - Условная коммуникация - Понятие миметичности знака - Модальность знаков - Основные виды модальности социальной знаковой деятельности - Понятие материала и фактуры знака - Понятие фигуры знака - Понятие референта знака - Различие знака сигнала и команд - Воспроизведение знаков и основные типы подражания знакам - Основные типы внутренних форм знаков - Признаки знаков - Знаки общего пользования - Знаки профессионального пользования - Знаки индивидуального пользования - Различие знаков по временному характеру их применения - Различие знаков по признаку вхождения в культуру 3. Знаковые системы неприкладных искусств - Общая характеристика семиотических систем неприкладных искусств - Референты знаков неприкладных искусств - Изобразительное и выразительное в знаках неприкладных искусств - Материал знаков неприкладных искусств и возможности их сохранения - Отношения языка и знаковых систем неприкладных искусств - Характер знаковой коммуникации в неприкладных искусствах 4. Танец как знаковая система - Множественность танцевальных(хореографических) канонов - Танец среди семиотических систем неприкладных искусств - Природа танцевальных знаков - Материал и фактура танцевальных знаков - Танцевальный образ и фигуры танцевального знака 5. Полный знакообмен в дуэтном танце и языке - Виды межличностных коммуникаций - Коммуникативные возможности знаков - Общее во внутреннем устройстве дуэтного танца и языка - Синтагматико-парадигматические отношения - Строевые и коммуникативные единицы 6. Танец и семиотические системы знаков управления - Общая характеристика семиотических систем знаков управления - Материал и фактура знаков управления - Знаки -меры - Знаки-ориентиры - Знаки-команды-сигналы 7. Танец и интегральные семиотические системы - Функциональное назначение и особенности обрядовых знаков - Фигуры обрядовых знаков - Функциональное назначение знаков игры - Функциональное разделение знаков игр по целям игры - Материал, референт, фигуры и назначение знаков игр - Азарт 8. Танец в составе знакового ансамбля - Социальный танец - Конкурсный танец - Сценический танец 9. Принципы знакообразования - Ритм - Метроритм - Темп - Динамика 10. Танцевальный знак и его референт - Мимезис - Развлекательная и воспитывающая функция танца - Импровизационность