МГУ имени М.В.Ломоносова23 September - 31 December 2024 г.Course started

Космические полёты: история, актуальное состояние, перспективы

Самыловский Иван Александровичopenedu

Записаться на курс
Целью изучения дисциплины «Космические полёты: история, актуальное состояние, перспективы» является формирование у слушателей комплекса современных теоретических и практических знаний и навыков в области системного проектирования космических миссий и управления ими. Основными составными частями курса являются: баллистическое проектирование миссии, системы ориентации и стабилизации космических аппаратов, наземные средства наблюдения и связи, управление космическим аппаратом в ходе срока активного существования и энергетическое бюджетирование полетных операций. Излагается материал, связанный с соответствующими математическими моделями, методами решения задач, ставящихся для этих моделей, а также с историческими аспектами использования этих моделей для обеспечения создания космической техники. Лекции разбиваются на блоки, среди которых можно выделить условно «популярно-математические», «математические» и «научно-популярные». Мы стараемся, применяя, где это возможно, упрощение теории, дать слушателю качественное представление о том, какая математическая основа лежит в комплексах обеспечения современных космических полетов, как к ней пришли и что предполагается делать дальше.
Вводная лекция. Введение в тематику, описание возникающих задач. 1. «Состоит из». Космический аппарат как система.  Составление функциональной схемы космической миссии, понимание взаимосвязи между требованиями к элементам. Понимание состава миссии, взаимосвязей между наземным, космическим сегментами, средствами выведения, космическим аппаратом. Понимание модульного принципа компоновки космического аппарата, знакомство с примерами семейств спутниковых платформ: неориентируемые, одноосные, трехосные Примеры успешных и частично успешных решений задач компоновки миссии баллистическими средствами. 2. А что у нас есть? Движение центра масс космического аппарата. Знакомство с математическими основами небесной механики. Основы используемых систем координат. Уравнения движения в центральном гравитационном поле, первые интегралы уравнений движения. Энергетическая классификация орбит, параметры орбит, классификация спутниковых миссий по используемым орбитам. Знакомство с маневрами коррекции орбиты (изменение формы орбиты, изменение наклонения орбиты), примеры использования, закрепление тематики целей и требований полета на примере выбора альтернативных орбит и схем выведения. 3. Как попасть в Луну? Как правильно летать? Перелёты в ближнем космосе и возмущающие факторы полета. Краткая история проектирования перелетов с Земли на Луну. Использование первых ЭВМ для понимания сложности задачи. Вопросы запуска жидкостного ракетного двигателя в космосе как часть проектирования перелётов без привязки к стартовым окнам. Знакомство с возмущающими факторами космического полета. Закрепление тематики используемых систем координат на примере рассказа о гравитационном поле Земли. Гравиметрические миссии и их значение для проектирования космических систем. Низкоорбитальные спутники как класс космических средств, их особенности. 4. Математические постановки. Роберт Годдард, его история, задача его имени и ее роль в теории оптимального управления. Знакомство с элементами истории создания ракетной техники. История Роберта Годдарда, его ракет. Задача Годдарда о максимальной высоте вертикального подъема ракеты, ее постановка в форме задачи оптимального управления. Базовые понятия о задачах оптимального управления. 5. Манёвры. Активные и пассивные участки полета космического аппарата Знакомство с математическими моделями манёвров коррекции траектории космического аппарата: «импульсными» и «равномерными». Различие подходов моделирования: «сшивка» сегментов траекторий с негладкой функцией скорости и наличие активных участков соответственно. Попытка моделирования перелёта между двумя орбитами с использованием цепочки манёвров. 6. Что надо построить на Земле?  Наземный сегмент, приемо-передающие устройства.  Знакомство с основами планирования сеансов связи, зонами видимости. Элементы истории развития средств радиоконтроля орбиты, типы приемо-передающих антенн. Организация радиосвязи между бортом и Землёй. 7. Собираем конструктор. Системы стыковки космических аппаратов – история, текущее состояние, перспективы. Понятие об инженерных и математических проблемах организации стыковки. Исторические примеры, постановки задач. Развертывание многомодульных орбитальных станций. 8. Как не потеряться в космосе. Системы ориентации и стабилизации космических аппаратов. История развития, математические особенности построения, типовые задачи  Знакомство с историей создания систем ориентации и стабилизации космических аппаратов, понятие о математических проблемах ориентации и стабилизации. Приборы, используемые в блоках ориентации и стабилизации. 9. Куда летим дальше? Полёты к планетам – история, текущее состояние, перспективы. Знакомство с вопросами, возникающими при планировании полетов за пределы системы «Земля-Луна». История, планируемые миссии, инженерные и математические вопросы. 10. Каких спутников больше всего? Системы навигации, связи, дистанционного зондирования Знакомство с системами связи, зондирования, навигации. История развития, примеры, перспективы. Знакомство с системами энергоснабжения космических аппаратов.