Курс даёт представление о современном уровне знаний по охране природы, показывает широкие возможности, сложность, красоту и интеллектуальную привлекательность фундаментальных исследований в области экологии. Он рассказывает о работах «переднего края науки» по данной проблематике на примере главнейших глобальных проблем — охраны биоразнообразия и вымирания видов; территориальной охране природы; демографическим проблемам человечества; производству продуктов питания; энергетическим проблемам человечества; урбанизации как проблеме (загрязнение, преобразование ландшшафта, фрагментация местообитаний и пр.); урбанизации как возможности экологически устойчивого развития («Экополис»); изменения климата; мировая динамика и её моделирование в рамках концепции «пределов роста»: кризис vs устойчивое развитие.
Обсуждается предмет, цели и задачи охраны природы как научно-практической дисциплины. Её значение для фундаментальной экологической теории определяется:
1) пониманием сообществ как мозаики нарушений на разных стадиях зарастания, и устойчивости экосистем как динамического баланса между нарушением и восстановлением растительности (фауна соответствующих территорий играет ключевую роль в обоих процессах);
2) исследованием механизмов устойчивости и жизнеспособности популяций в нарушенных и фрагментируемых местообитаниях, достигающейся вопреки ресурсной, средовой и демографической стохастичности. Включая наш собственный вид, Homo sapiens, с его производством и потреблением, «дробящим» и фрагментирующим природные ландшафты.
Обсуждаются наиболее общие причины экологического кризиса:
а) выгодность умеренных нарушений для хозяйства и природы одновременно,
б) экономические стимулы и другие социальные факторы, постоянно подталкивающие выйти за оптимум антропогенной нагрузки, промысла биоресурсов и пр. параметров трансформации экосистем,
в) «контуров разрушения» – положительных обратных связей, запускающихся, когда нарушение перейдёт допустимый предел и способствующих ещё большему нарушению.
Охарактеризованы факторы а) – в) для современной эпохи, определяющиеся глобальный характер экологического кризиса. Ведущим фактором развития кризиса оказывается потребительское давление, а не «демографический взрыв» – по мере развития промышленной и урбанистической инфраструктуры человечества второй тормозит, первый, наоборот, набирает скорость.
Обсуждаются пределы роста мирового хозяйства, выход за которые в 1980-е годы вызвал нынешний кризис, возможности экологически устойчивого развития. Показано, что последнее недостижимо просто количественным ограничением роста мировой экономики, но качественными изменением её структуры:
1) последовательным ограничением свободы предпринимательства, всё более полной компенсацией экологических и социальных рисков, «производимых» одновременно с товарами, что делает выгодным переход от рыночной стихии к плановому хозяйству.
2) Смена ориентиров поведения хозяйствующих субъектов и потребителей от краткосрочного выигрыша к долгосрочному, от максимизации прибыльности вложений к долгосрочной устойчивости существования. Необходимые условия этого созданы процессом 1; что позволяет «вместить» мировое хозяйство в условия устойчивости Германа Дейли.
3) Сопряжённо с изменением структуры производства меняется потребление: от решения проблемы частными средствами, когда ты конкурируешь с множеством делающих то же самое, к вложениям в развитие общественной инфраструктуры, работа которой предоставляет те же возможности всем и на равных. Устранение конкуренции, кроме большей эффективности использования, определяет (при прочих равных) меньшую затрату ресурсов и меньший экологический ущерб.
4) Улучшение качества среды обитания достигается преимущественно восстановлением природных сообществ или их техногенных аналогов (рукотворных ландшафтов), а не техническими средствами. Первое лучше и дешевле второго (во всех случаях кондиционирования среды обитания, где возможно сопоставление). Фактически это проявление общего принципа оптимизации, известного как «совмещение нескольких функций в одном конструктивном элементе», где одна функция – экологическая. А «элемент» представляет собой экосистемы, способные к самоподдержанию, или включают их.
Описаны знаменитые модели «пределов роста» Денниса и Донеллы Медоуз, исходя из которых предсказан глобальный экономический кризис. Показана состоятельность модели, соответствие предсказанных в ней тенденций динамики реальному ходу событий. Описано рождение термина «устойчивое развитие», связанные с ним надежды и причины, по которым они остались пустыми. Обсуждаются их частные варианты — модели кризисов в системе «природа-общество» для одного региона и одного используемого ресурса, развитые И.Д.Люри.
Описаны принципы моделирования и структура модели. Анализируется кибернетический механизм развития экологического кризиса, на его основе показано, почему в рамках сценария «бизнес как всегда» обычные регуляторы – рынок и технологии – не просто включаются с запозданием, но, включившись, ухудшают ситуацию. Описаны системные преимущества плановой экономики по переходу к экологически устойчивому развитию.