МГУ имени М.В.Ломоносова23 September - 31 December 2024 г.Course started

Охрана окружающей среды

Фридман Владимир Семёновичopenedu

Записаться на курс
Курс даёт представление о современном уровне знаний по охране природы, показывает широкие возможности, сложность, красоту и интеллектуальную привлекательность фундаментальных исследований в области экологии. Он рассказывает о работах «переднего края науки» по данной проблематике на примере главнейших глобальных проблем — охраны биоразнообразия и вымирания видов; территориальной охране природы; демографическим проблемам человечества; производству продуктов питания; энергетическим проблемам человечества; урбанизации как проблеме (загрязнение, преобразование ландшшафта, фрагментация местообитаний и пр.); урбанизации как возможности экологически устойчивого развития («Экополис»); изменения климата; мировая динамика и её моделирование в рамках концепции «пределов роста»: кризис vs устойчивое развитие.  Обсуждается предмет, цели и задачи охраны природы как научно-практической дисциплины. Её значение для фундаментальной экологической теории определяется: 1) пониманием сообществ как мозаики нарушений на разных стадиях зарастания, и устойчивости экосистем как динамического баланса между нарушением и восстановлением растительности (фауна соответствующих территорий играет ключевую роль в обоих процессах); 2) исследованием механизмов устойчивости и жизнеспособности популяций в нарушенных и фрагментируемых местообитаниях, достигающейся вопреки ресурсной, средовой и демографической стохастичности. Включая наш собственный вид, Homo sapiens, с его производством и потреблением, «дробящим» и фрагментирующим природные ландшафты. Обсуждаются наиболее общие причины экологического кризиса: а) выгодность умеренных нарушений для хозяйства и природы одновременно, б) экономические стимулы и другие социальные факторы, постоянно подталкивающие выйти за оптимум антропогенной нагрузки, промысла биоресурсов и пр. параметров трансформации экосистем, в) «контуров разрушения» – положительных обратных связей, запускающихся, когда нарушение перейдёт допустимый предел и способствующих ещё большему нарушению. Охарактеризованы факторы а) – в) для современной эпохи, определяющиеся глобальный характер экологического кризиса. Ведущим фактором развития кризиса оказывается потребительское давление, а не «демографический взрыв» – по мере развития промышленной и урбанистической инфраструктуры человечества второй тормозит, первый, наоборот, набирает скорость. Обсуждаются пределы роста мирового хозяйства, выход за которые в 1980-е годы вызвал нынешний кризис, возможности экологически устойчивого развития. Показано, что последнее недостижимо просто количественным ограничением роста мировой экономики, но качественными изменением её структуры: 1) последовательным ограничением свободы предпринимательства, всё более полной компенсацией экологических и социальных рисков, «производимых» одновременно с товарами, что делает выгодным переход от рыночной стихии к плановому хозяйству. 2) Смена ориентиров поведения хозяйствующих субъектов и потребителей от краткосрочного выигрыша к долгосрочному, от максимизации прибыльности вложений к долгосрочной устойчивости существования. Необходимые условия этого созданы процессом 1; что позволяет «вместить» мировое хозяйство в условия устойчивости Германа Дейли. 3) Сопряжённо с изменением структуры производства меняется потребление: от решения проблемы частными средствами, когда ты конкурируешь с множеством делающих то же самое, к вложениям в развитие общественной инфраструктуры, работа которой предоставляет те же возможности всем и на равных. Устранение конкуренции, кроме большей эффективности использования, определяет (при прочих равных) меньшую затрату ресурсов и меньший экологический ущерб. 4) Улучшение качества среды обитания достигается преимущественно восстановлением природных сообществ или их техногенных аналогов (рукотворных ландшафтов), а не техническими средствами. Первое лучше и дешевле второго (во всех случаях кондиционирования среды обитания, где возможно сопоставление). Фактически это проявление общего принципа оптимизации, известного как «совмещение нескольких функций в одном конструктивном элементе», где одна функция – экологическая. А «элемент» представляет собой экосистемы, способные к самоподдержанию, или включают их. Описаны знаменитые модели «пределов роста» Денниса и Донеллы Медоуз, исходя из которых предсказан глобальный экономический кризис. Показана состоятельность модели, соответствие предсказанных в ней тенденций динамики реальному ходу событий. Описано рождение термина «устойчивое развитие», связанные с ним надежды и причины, по которым они остались пустыми. Обсуждаются их частные варианты — модели кризисов в системе «природа-общество» для одного региона и одного используемого ресурса, развитые И.Д.Люри. Описаны принципы моделирования и структура модели. Анализируется кибернетический механизм развития экологического кризиса, на его основе показано, почему в рамках сценария «бизнес как всегда» обычные регуляторы – рынок и технологии – не просто включаются с запозданием, но, включившись, ухудшают ситуацию. Описаны системные преимущества плановой экономики по переходу к экологически устойчивому развитию.
Лекция 1. Глобальный экологический кризис: механизмы, динамика, возможность выхода. Лекция 2. Модель пределов роста (Донелла Медоуз, Деннис Медоуз, Дмитрий Люри) как основа для понимания кризисов в системе "Природа-общество". Лекция 3. Демография Homo sapiens как фактор влияния на среду обитания. Лекция 4. Производство продуктов питания в нарушенной биосфере: свечу жгут с обоих концов Лекция 5. "Преобразование природы" человеком: вклад в углубление кризиса или (пока нереализованный) способ выхода из него? Лекция 6. Современные города: не только проблема, но и решение. Лекция 7. Глобальное потепление в нарушенной биосфере: растущие минусы, преходящие плюсы Лекция 8. Экологически устойчивое развитие в плановой экономике будущего. Каждая лекция предполагает: 1) дополнительные материалы, расширяющие и конкретизирующие сказанное на лекции: книги, статьи, видео, иллюстрации для самостоятельного углубления в темы, интересующие каждого отдельного слушателя. Они подобраны так, что позволяют слушателям проверять сказанное лектором, а не верить на слово; 2) интерактивную систему вопросов и ответов для стимуляции интереса всего коллектива слушателей и побуждения каждого к самостоятельному угулублению знаний по наиболее интересующим его темам (и к определению таких тем). В конце предлагается самостоятельная работа с моделью пределов роста («спасти» компьютерное человечество, переведя развитие с кризисной траектории к устойчивой).