СПбГУ31 October 2022 - 31 December 2024 г.Program started

Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 2

Стафеев Сергей Константиновичopenedu

Записаться на курс
Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения. Слушатели познакомятся со взглядами на природу цвета, света и зрения корифеев Возрождения: Франсуа Агвилони, Филиппо Брунеллески и, конечно, Леонардо да Винчи, которому в курсе посвящен отдельный урок. Также слушатели познакомятся с «магом из Неаполя» Джамбаттистой делла Порта, смогут проследить процесс передачи революционных научных идей эпохи Просвещения от Иоганна Кеплера, Галилео Галилея к их последователям и эволюцию их идей в текстах более поздних авторов. Слушатели ознакомятся с содержанием важнейших трактатов по оптике тех эпох, узнают, что такое «перспектива» в понимании авторов XV–XII вв. и в чем заключался принцип работы главных оптических инструментов того времени — камеры-обскуры и «волшебного фонаря», а кроме того — поймут, как только зарождающаяся в то время наука оказала влияние и отразилась на полотнах художников.
Модуль 1. Науки и искусства Ренессанса Урок 1. Горизонты Возрождения Характеристика эпохи. На грани науки и искусства Гуманизм и Реформация. Человек в изменяющемся мире Образование и наука: университеты VS академии Урок 2. Ренессансная Перспектива Рождение художественной Перспективы Линейная перспектива глазами классиков Перспектива и Обскура. Метод Брунеллески Урок 3. Оптика Леонардо да Винчи Хронология оптических исследований Три перспективы и светотень Эксперименты. Глаз и зрение. Камера-обскура Оптические инструменты Леонардо Модуль 2. На пути к оптической революции Урок 4. Трансформация Перспективы Вклад Альбрехта Дюрера Практические Перспективы XVI века «Оптикорум» Франсуа Агвилони Урок 5.  Первые оптические трактаты Photismi — «Просвещение о свете и тени» Diaphaneon — «О преломлении» Столбовая дорога или тупиковый путь? Урок 6. Джамбаттиста делла Порта: шоумен или ученый? Маг из Неаполя Чудеса «Натуральной магии» «Висящие» образы Модификация обскуры De Refractione. Reassessment Оптика атмосферы и другие «колебания света» Модуль 3.  Фундамент научной революции Урок 7. Век рационализма Характеристика эпохи. Наука XVII века Характеристика эпохи. Искусство XVII века Перспективные анаморфозы Калейдоскопы и зеркальные анаморфозы Урок 8. Линзы и зеркала Рождение телескопа. Оптика Галилея и Кеплера «Иезуитская» оптика Рождение микроскопа Урок 9. Светоносный эфир и цветовая палитра Свойства эфира и скорость света Дисперсия света и цвета радуги Гармония света, цвета и звука Пигменты и палитры Модуль 4. Волшебная сила искусства Урок 10. Рождение оптических медиа Расцвет оптической магии На сцену выходит Laterna Magica «Универсальная машина» XVII века Урок 11. Оптика и живопись. Секреты старых картин Дэвид Хокни и камера-обскура Гипотеза: аргументы живописные Гипотеза: аргументы оптические В центре — Делфт, вокруг — жаркие споры Art & Optics. Заключительный аккорд Беседа С. К. Стафеева с И. С. Дмитриевым о роли коперниканской революции в развитии научного знания