СПбГУ30 March 2023 - 31 December 2024 г.Program started

Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность

Стафеев Сергей Константиновичopenedu

Записаться на курс
Научно-популярный онлайн-курс «Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность» — это четвертая, заключительная часть цикла лекций и бесед, посвященного взаимовлиянию и взаимопроникновению научных идей и достижений искусства, развивающихся оптических технологий и их применения в искусстве.  В оптике и искусстве за последние три века произошло так много, что вместить все в один курс просто невозможно, но мы постарались мазками обозначить самые важные вехи и точки пересечения триумвирата Науки, Искусств и Технологий.  Вы познакомитесь с физикой и, в частности, с оптикой, в современном их понимании, узнаете, о чем Гёте заочно спорил с Ньютоном, какой вклад в науку внес М. В. Ломоносов, как наука пришла к верному выводу о корпускулярно-волновом дуализме света, как появление фотографии повлияло на искусство, как работает кино и какой след Сальвадор Дали оставил не только в искусстве, но и в науке.  Если вы интересуетесь наукой и искусством и задаетесь философскими вопросами об их взаимосвязи, то в этом курсе вы обязательно обнаружите подсказки, чтобы найти на них ответы. Приглашаем вас поразмышлять об истории развития науки, искусства и технологий вместе с автором курса — научным руководителем Музея оптики, доктором технических наук Сергеем Константиновичем Стафеевым, а также с гостями курса: заведующим лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов ОНРиК Государственного Эрмитажа Игорем Карловичем Малкиелем, кандидатом технических наук, заведующей научно-технической лабораторией автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем ИТМО Ириной Леонидовной Лифшиц.  Курс состоит из 3 модулей.  Из первого модуля вы узнаете, как появилась знаменитая, уже ставшая поп-символом призма, которая раскладывает свет на спектр. Конечно, речь пойдет о сэре Исааке Ньютоне. Но не только о нем: в этом модуле вам предстоит вспомнить и о достижениях российской науки, в частности о человеке, который буквально создал российскую науку, — о Михаиле Васильевиче Ломоносове.  Во втором модуле мы расскажем, о чем спорили Гёте и Ньютон, а также вспомним еще один знаменитый спор — спор о природе света. Что же это: волна или частица? А затем поговорим о зарождении двух новых феноменов в искусстве: фотографии и кино. Как они возникли и к каким сдвигам в массовом сознании привели?  В заключительном модуле — как для курса, так и для всего цикла — мы обсудим самые современные достижения оптической науки: лазеры и светодиоды, 3D, голографию и ее роли в развитии философии науки. Вы узнаете о цветовой палитре работ Энди Уорхола и где черпал вдохновение великий Сальвадор Дали, создавая свои голографические работы. Еще одной темой заключительного урока станет изучение и реставрация произведений искусств с помощью достижений оптики.
Модуль 1. Свет и цвет в эпоху Просвещения Урок 1. Оптика сэра Исаака Ньютона ・Ньютон и его «Оптика». Корпускулы или волны? ・Цветовые системы от Ньютона до Юнга ・Дисперсия света и проблема хроматизма Урок 2. Просвещение и борьба за образы ・«Обрамляющее чудо» XVIII века ・«Махины для создания перспектив» Урок 3. Михаил Ломоносов: «Науки юношей питают» ・О пользе стекла ・Практическая оптика Михаила Ломоносова ・Прыжок во времени: сколько же цветов в радуге? Модуль 2. XIX век: новая оптика и новые искусства Урок 4. Триумф волновой теории ・Гёте против Ньютона ・Волны и спектры ・И снова о цветоощущении ・Рудольф Арнхейм: психология цветовосприятия Урок 5. Фотография vs Живопись ・Синтез оптики и фотохимии ・Между технологией и искусством ・Приближаясь к виртуальной реальности Урок 6. Кинематограф: синтез оптики и механики ・Предтечи синематографа ・Рождение Великого немого ・В главной роли — Петербург ・Цвет в современном кинематографе Модуль 3. От оптики к фотонике Урок 7. Новые источники света. Цвета и спектры ・Лазеры и светодиоды ・Свет для музея: естественный и искусственный ・Цвет в кинематографе ・От фотолитографии к палитре Энди Уорхола Урок 8. Время визуализации: художественной и когнитивной ・Лазеры для записи, светодиоды для восстановления ・Рождение оптоклонов ・Принципы цифровой голографии Урок 9. Системы 3D визуализации ・Стереодисплеи и псевдо-голография ・Системы дополненной реальности ・От царапин на металле до синусоид на стекле ・Проявляя световые следы Урок 10. Оптические технологии на службе искусства ・«Между холодными водами искусства и теплыми водами науки» ・Оптика для искусства: мультиспектры и пигменты ・Фотоника для искусства: лазеры и элементный анализ ・Вместо заключения. Невыдуманные параллели Беседа С. К. Стафеева и И. К. Малкиеля «Оптика на службе реставрации» Беседа С. К. Стафеева с И. Л. Лифшиц  «Изображающая оптика вчера и сегодня»