МГУ имени М.В.Ломоносова9 August - 31 December 2024 г.Program started

Нейрофизиология поведения

Дубынин Вячеслав Альбертовичopenedu

Записаться на курс
Программа дает представление о тех событиях, которые ежесекундно происходят в нашей нервной системе и обеспечивают ключевые аспекты поведения человека: обучение и формирование памяти, проявления биологических потребностей, мышление, деятельность сенсорных и двигательных систем. Материалы являются самостоятельным блоком научных знаний о функционировании мозга. Курс включает сведения о современных методах изучения ЦНС; информацию, характеризующую ее работу на различных уровнях организации (синаптическом, клеточном, нейросетей, ядер и трактов). В ходе изучения программы слушатели узнают о вкладе нейронов, медиаторных систем, различных областей мозга в деятельность органов чувств и распознавание сенсорных образов; формирование кратковременной и долговременной памяти; функционирование и взаимную конкуренцию центров биологических потребностей; организацию двигательных актов разной степени сложности. В структуре курса можно выделить разделы и темы, посвященные: ключевым анализаторным системам нашего организма (зрению, слуху, вкусу, обонянию, кожной и болевой чувствительности); основным группам биологических потребностей, определяющим поведение человека (в т.ч. программам страха, агрессии, сопереживания, любопытства); механизмам ассоциативного обучения (охарактеризовано еще И.П.Павловым) и неассоциативного обучения (суммация, импринтинг и др.); нейрофизиологическим основам реализации рефлекторных и локомоторных программ, а также произвольных и автоматизированных движений.
В результате освоения программы слушатели должны знать: принципы функционирования основных анализаторов человека на рецепторном уровне (фоторецепторы, волосковые клетки внутреннего уха, обонятельные и вкусовые рецепторы, болевые рецепторы и др.); основные алгоритмы и конкретные примеры обработки сенсорной информации на уровне стволовых структур и коры больших полушарий (в том числе – в ходе опознавания сложных сенсорных образов); роль наследственных (генетических), гормональных и нейромедиаторных факторов в деятельности центров биологических потребностей организма человека (прежде всего, на уровне гипоталамуса и базальных ганглиев); последствия нарушения активности центров биологических потребностей (от депрессивных расстройств до маниакальных проявлений); способы их поведенческой и фармакологической коррекции; механизмы и принципы формирования основных типов памяти, участие в этих процессах различных структур мозга; значимость импринтинга и условного торможения в нашей жизни; возникновение центров мозга, обеспечивающих речевую деятельность, в ходе филогенеза и онтогенеза человека; особенности функционирования и  преимущества «информационной» (речевой) модели внешнего мира; четыре типа движений, вклад различных моторных центров головного и спинного мозга в их организацию; нейрофизиологические основы процессов автоматизации движений и двигательного обучения.